Родители и педагоги все чаще сталкиваются с тем, что многие дети оказываются не в состоянии освоить школьную программу. От 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей, например, не способны при традиционной организации учебного процесса адаптироваться к школьным требованиям.
Это происходит потому, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. И, конечно, сразу возникает вопрос: каковы причины этого явления? Ведь незрелый ребенок во всех классах создает много проблем как для педагога, так и для родителей.
Проблема усложняется тем, что нет комплексного подхода в объяснении причин «незрелости» ребенка. Педагоги и психологи решающим фактором в формировании «незрелой» личности считают негативное влияние среды, главным образом, отношения в семье, в частности, отношения матери и ребенка.
Врачи, со своей стороны, «незрелость» личности объясняют органическими нарушениями: повреждением головного мозга, заболеваниями эндокринной системы.
Психиатры связывают личностную незрелость преимущественно с отставанием эмоционально-волевых свойств, с психическим инфантилизмом, понимая под этим повышенную внушаемость, несамостоятельность, преобладание игровых интересов, неспособность к волевому напряжению.
Среди причин, объясняющих эмоционально-волевую незрелость ребенка, необходимо выделить еще одну глобальную проблему современной цивилизации. Такую огромную перегрузку чувств, которая существует в сегодняшнем обществе, до сих пор еще ни одно поколение детей не испытывало.
Следует выделить ряд специфических особенностей гиперактивных детей, которые должны подтолкнуть педагогов и родителей к оказанию своевременной помощи ребенку:
· невротические привычки в виде постоянного сжимания пальцев и многочисленных стереотипных движений как: кивание головой, наклоны туловища и т.д. Все это является проявлением внутреннего напряжения;
· боязливость;
· повышенная утомляемость, сопровождающаяся головными болями;
· нарушение сна и аппетита;
· навязчивые тики. Чаще всего они проявляются на лице, но могут быть и на туловище и шее;
· нечеткость и прерывистость речи;
· повышенная импульсивность;
· забывчивость в повседневных делах и частые потери предметов.
Какие же профилактические и коррекционные приемы можно предложить при воспитании гиперактивного ребенка?
Конечно, дети с повышенной активностью вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот. Не все они при этом осознают, что важнейшим средством коррекции является пример взрослого, который владеет своим мышлением, чувством и волей. «Укрепление слабой, больной воли должно проводиться систематически. Для этого прежде всего, необходимо, чтобы у кого-нибудь из окружающих была твердая воля…Здесь, надо действовать хорошим примером, помня, что слово «лишь карлик, а пример великан…» (В.П. Кащенко).
Разработать общие рекомендации крайне трудно, т.к. специфика каждого ребенка требует индивидуального подхода. Однако некоторые положения действенны для всех случаев. К ним относятся:
§ понимание трудностей гиперактивных детей;
§ как можно более частое применение позитивных воздействий, неприменение насилия, телесных наказаний;
§ включение ребенка в общие домашние заботы;
§ укрепление доверия ребенка к самому себе путем заданий, доступных для него;
§ создание условий, в которых ребенок может много двигаться и отдыхать;
§ воспитание интереса к какому-либо виду деятельности, стимулирование этого интереса;
§ установление правильного режима дня.
К счастью, у большинства детей гиперактивность к 10 годам ослабевает, а в возрасте около 15 лет исчезает. Но иногда она и трансформируется в серьезные нарушения поведения. Чаще всего это происходит при неправильном воспитании: гиперопеке или безнадзорности.
Поэтому следует своевременно организовывать помощь ребенку, включая в нее всестороннюю диагностику: медицинскую, психологическую, педагогическую, а также коррекцию.
Особое внимание нужно обратить на организацию воспитывающей среды и согласованность действий семьи и школы.